На главную стр.
На стр. советы тифлопедагога
Условия развития зрительного восприятия во время офтальмологического лечения.
Создание условий для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения во время офтальмологического лечения.
Наши группы посещают дети, имеющие различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются: гиперметропия, миопия, амблиопия, астигматизм и различные виды косоглазия. Дети получают лечение в специальном ортоптическом кабинете с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры.
При организации коррекционно-развивающей среды нами учитывается:
Структура первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации и взаимодействии с окружением;
Обеспечение комплексного подхода во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции.
Иными словами, в учреждении создаются такие условия, чтобы задачи коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы были взаимосвязаны.
Основными задачами коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения являются:
Активизация зрительных функций, повышение остроты зрения: используются различные мозаики, домино, лото, бусы, обводка, т.е. фиксация на мелких предметах. (близоруким нагрузки не давать или соблюдать осторожность);
Тренировка сетчатки глаза: упражнения с цветными предметами – яркими, крупными;
Формирование цветоразличения основных цветов и оттенков;
Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных, прослеживающих функций, расширение поля зрения;
Развитие устойчивой зрительной фиксации (локализации): использовать красную точку, смотреть, видеть, напрягать зрение. Восстановление пространственной локализации;
Выработка бинокулярного зрения;
Развитие стереоскопического зрения.
Методологической основой коррекционно-педагогического процесса являются программа для детей с нарушением зрения под редакцией Л.И. Плаксиной.
В период плеоптического лечения, направленного на повышение остроты зрения по рекомендации врача-офтольмолога на занятиях детям включаем задания по нанизыванию бус, обводке через кальку контурных изображений, выкладыванию из мозаики, логические кубы, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, конструкторы. Детям младшего дошкольного возраста, для обводки даем простые крупные предметы (шар, яблоко, грушу и т.д.). В период лечения методом прямой окклюзии у детей на косящем глазу очень низкая острота зрения, поэтому используем при обводке трафареты. Включаем в работу задания на выделения формы, цвета и величины, пространственного положения предметов: «Найди такой же», «Подбери одинаковые», «Что ближе от тебя, что дальше?» и т.д. В процессе таких упражнений дети учатся сличению, узнаванию и классификации предметов по основным признакам.
В период плеоптического лечения для детей младшего дошкольного возраста используем игры с матрешками, пирамидками, игрушками-вкладышами, разрезные лото. Такие упражнения заставляют детей активно вглядываться, включать все зрительные функции в процесс рассматривания. Используем так же различные лабиринты, для развития остроты зрения.
Для активации зрения с косоглазием в период плеоптического лечения можно использовать методический прием, как дидактические игры с лазерным фонариком «Где зажегся фонарик?».
Для решения задач коррекционно-компенсаторной и лечебно-восстановительной работы используется прием оформления стен групповых комнат и спален размещением на них зрительных тренажеров: схемы Базарнова, различных лабиринтов из цветных веревок, это помогает стимулировать зрительные функции, локализацию, фиксацию, аккомодацию, способствует формированию бинокулярного зрения.
Так же для развития глазомера и глазодвигательных функций, развития переферического зрения и координации способностей детей младшего возраста используются игровые лабиринты со скатыванием предметов по металлическим дорожкам.
Таким образом, созданная коррекционная-развивающая среда, способствует развитию сенсорного восприятия у детей младшего дошкольного возраста, помогает успешно решать задачи социальной адаптации детей с нарушением зрения и повышает результативность лечебно-воспитательной работы, что позволяет сохранить здоровье детей.
|