Hosted by uCoz
На главную стр.

На стр."Психолого-педагогическая служба"

"Как правильно наказывать ребёнка"


               Как правильно наказывать детей

Уже в возрасте 8-9 месяцев, когда малыш начинает ползать и с интересом осваивает
 предметный мир, родители сталкиваются с первыми проявлениями его непослушания. Перед 
ними встаёт ряд вопросов: как реагировать? С какого возраста детей можно наказывать? 
Что делать, если все способы воздействия исчерпаны, а ребёнок не слушается?

Принципы применения наказаний.

Проблема меры строгости в воспитании детей всегда волновала родителей. При этом одни из
них опираются на опыт воспитания в собственной семье, транслируя его в новое поколение,
 тогда как другие ищут ответы в книгах. В последние десятилетия огромное количество 
родителей во всём мире в вопросах воспитания детей руководствуются трудами Б.Спока. 
Американский педиатр стал проводником идеи гуманного отношения к детям, требующего 
уважения и признания их естественных потребностей, отрицающего всякое насилие над их 
психикой, исключающего наказания. 

Однако при всей привлекательности такого принципа всё чаще звучат голоса обвиняющие 
 Б.Спока в том, что с его помощью было выращено целое поколение непочтительных, 
непослушных и безответственных людей. Как пишет в своей книге «Непослушный ребёнок» 
соотечественник Б.Спока психолог Д.Добсон, в последние годы известный педиатр серьёзно 
пересмотрел свои взгляды на воспитание в пользу необходимости твёрдой дисциплины. Он 
пришёл к выводу, что безграничная снисходительность родителей, потакание детским 
прихотям не только не позволяют избегать конфликтов, но и делают их неизбежными. У 
детей не формируется представление о границах дозволенного, складывается эгоистичное и 
неуважительное отношение к другим людям. Сказанное вовсе не означает призыв к палочной 
дисциплине и жестокости.  В этой же книге Д.Добсон формулирует шесть основных 
принципов, опираясь на которые, родителям следует решать для себя вопрос о наказании 
детей.

1.	Сначала нужно установить границы, затем требовать их соблюдения.

Сами родители должны для себя определить, чего они хотят, а чего не хотят.  Ребёнок, в
 свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что нет.  Только при
 таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами,
 не установив правила, родители не могут требовать их исполнения.

2.	На вызывающее поведение нужно отвечать уверенно и решительно.

Если ребёнок демонстрирует явное неповиновение, идёт на открытый конфликт, необходимо 
уверенно и решительно «принять бой». Беспомощность взрослого лишает его авторитета в 
глазах детей.

3.	Следует отличать детское своеволие от безответственности.

Это означает, что ребёнка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок , если он 
забыл выполнить просьбу взрослого или просто не понял его требования. Детская 
безответственность совсем не тоже самое, что злостное непослушание, она требует более 
терпеливого отношения.

4.	Когда конфликт исчерпан, необходимо прибегнуть к утешениям и объяснениям.

Ребёнок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину,
растерянность, покинутость. После истечения срока наказания следует восстановить с ним 
мирные отношения. Для этого можно обнять ребёнка, приласкать, сказать, что он по-
прежнему любим и что наказывать его было неприятно. Нужно ещё раз объяснить, почему он 
наказан и как ему следует себя вести в следующий раз.

5.	Нельзя требовать невозможного.

Родители должны быть уверенны в том, что ребёнок в действительности может исполнить то, 
что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что он намочил постель или сломал 
часы, с которыми они сами дали ему поиграть. Наказание в данном случае может 
спровоцировать неразрешимый внутренний конфликт ребёнка.

6.	Любовь как руководство к действию.

Промахи, ошибки и конфликты неизбежны в любом воспитательном процессе. Мерилом здоровых 
отношений с детьми является любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут 
оправдать необходимость строгости и дисциплины.

	Как видно, описанные принципы сужают область применения наказаний и 
основываются на любви и ответственности родителей за будущее детей.

	Д.Добсон советует наказывать детей лишь в самых крайних случаях – когда они 
сознательно демонстрируют неповиновение. Если наказания никак нельзя избежать, оно 
должно следовать сразу же за проступком. Детская память коротка. Родителю, решившему по 
возвращении домой с работы отшлёпать провинившегося днём ребёнка, следует иметь в виду, 
что его праведный гнев не будет понят. Калейдоскоп событий дня к тому времени уже 
сотрёт из детской памяти дневное происшествие, и наказание не вызовет в нем ничего, 
кроме обиды.

	Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребёнок получает, нарушая 
правила, хорошо ему известные, обдуманные родителями и обсуждённые с ним. При 
несправедливом наказании ребёнок не понимает его смысл и чувствует искреннюю обиду, а 
родители – вину.


    


На стр."Психолого-педагогическая служба"