На главную стр.
На стр."Тифло-служба"
На стр."Советы тифлопедагога"
"Вниманию родителей"
Вы хотите уберечь глаза детей, страдающих различными расстройствами зрения, помогите
им?!!!
В домашних условиях советуем такую схему занятий: ходьба, движение руками и дыхательные
упражнения, упражнения для плечевого пояса, упражнения для наружных мышц глаз,
самомассаж глаз и шеи, упражнения на расслабление, дыхательные упражнения.
Тренировка наружных мышц глаз:
• В положении сидя при неподвижной голове медленно перевести взгляд с пола на
потолок и обратно, затем слева направо и обратно (10-12 раз),
• Круговые движения глазами в одном и другом направлении (4-6 раз),
• Частое моргание в течении 20 сек.
Тренировка внутренних мышц глаз:
• На стекле окна на уровне глаз прикрепить круглую метку диаметром в 3-5мм на
расстоянии 30-50см от глаз. За окном найти любой предмет и переводить взгляд то на
метку, то на этот предмет.
• Упражнение выполнять 2 раза в день. В первые 2 дня – в течении 3 мин., в
последующие дни - 10 мин. (25-30 дней), через 10-15 дней – повторить тренировку.
• Для укрепления внутренних глазных мышц очень полезны тренировки с мячом: броски
и ловля с передачей другому, броски в стену, в мишень, броски в кольцо, игры в теннис,
волейбол, удары ногой по футбольному мячу в цель.
Предлагаю Вам еще несколько укрепляющих упражнений, чтобы внести в ваши тренировки с
детьми некоторое разнообразие:
• Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
• Вращение. Закройте глаза, влево, вверх, вправо, вниз, потом в обратном
направлении (Это упражнение можно выполнять при открытых глазах).
• Смотрите перед собой 30 сек., быстро моргая, затем 30 сек. неподвижно смотрите
перед собой.
Как только появится у вас свободная минутка, выполняйте с ребёнком эти упражнения.
Поверьте, что глаза – самый ценный и удивительный дар природы, самый важный орган
чувств, а поэтому заслуживает исключительного внимания.
"Готовность детей к школе"
Готовность детей к школе
Важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным, однако это далеко не
единственное условие. Готовность к школе можно разделить на три вида: личностная
готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.
1. Личностная готовность состоит из навыков и способности войти в контакт с
одноклассниками и учителями. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать
совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости — качества, которые
обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует
созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе.
Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно,
даже если он интеллектуально развит. Такие дети часто учатся неровно, успехи появляются
только на тех занятиях, которые ребенку интересны, а остальные задания он выполняет
небрежно, наспех. Еще хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться. Это
недостаток воспитания, и такое поведение является результатом запугивания школой,
особенно если ребенок неуверен в себе, робок. Поэтому необходимо выработать верное
представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Личностной
готовности к школе родители должны уделить особое внимание. Они обязаны научить ребенка
взаимоотношениям со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал
себя уверенно и ему хотелось идти в школу.
2. Волевая готовность. В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать
не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.
К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен
поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить
результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и
определяется длительностью производимого действия. Но укрепить волевое знание о себе
может помочь игра.
Это важно для развития гармоничной личности. Также важным аспектом можно назвать
формирование у ребенка познавательной деятельности. Она заключается в формировании у
детей отсутствия боязни трудностей, стремлении не пасовать перед ними, разрешать их
самостоятельно или с небольшой поддержкой взрослых. Это поможет ребенку управлять своим
поведением в школе. А складывается такое поведение при наличии между взрослым и ребенком
взаимоотношений дружеских, партнерских.
3. Интеллектуальная готовность. Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но
умственное развитие не заключается в большом словарном запасе. Теперь ребенка окружают
разные источники информации, и дети буквально впитывают новые слова и выражения. Словарь
их резко увеличивается, а это еще не значит, что так же развивается и мышление. Тут нет
прямой зависимости. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные
выводы, анализировать. Поэтому исследователи дошкольников установили, что ребенок 6 лет
способен усвоить факты взаимодействия организма со средой, зависимости между формой
предмета и его функцией, стремлением и поведением. Но достигает он этой способности
только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении.
Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”.
Но часто случается, что любознательность гаснет, и в школе, даже начальной, у детей
возникает интеллектуальная пассивность. Эта пассивность приводит их в число отстающих.
Как этого избежать? Педагоги советуют всегда отвечать на вопросы, которые задает ребенок,
так как общение с родителями — огромная радость и ценность для ребенка. Если своим
вниманием вы будете поддерживать его интерес к познанию, то малышу будет легче
развиваться. Ребенок сам может обнаружить все новые свойства предметов, заметить их
сходство и различие. Поэтому необходимо вместе с ребенком приобретать знания об
окружающем мире и формировать его мыслительные навыки. Пусть он научится ориентироваться
в окружающей среде и осмысливать полученные сведения.
К шести-семи годам дошкольник должен хорошо знать свой адрес, название города, где он
проживает, название страны, столицы. Знать имена и отчества родителей, где они работают и
понимать, что их дедушка — чей-то папа (отца или матери). Ориентироваться во временах
года, их последовательности и основных признаках. Знать названия месяцев, дней недели,
текущий год. Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных.
Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении.
Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные
отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но
если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны,
поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком
просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы
убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.
Часто дети все понимают по-своему. Если это фантазирование (Дед Мороз приносит зимой
подарки), не стоит разуверять в этом ребенка, но если это явное непонимание
происходящего, нужно объяснить ситуацию достаточно просто для сознания ребенка.
Беседа с ребенком должна быть простой и не слишком длинной, так как он может
почувствовать скуку и утомление. Интерес — главное в общении. Разжигают интерес наводящие
вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух
явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего
легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул,
кресло — мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые
можно что-либо положить, предметы, которые светятся, и т. д. Эта игра полезна и интересна
для ребенка.
Просите ребенка пересказать фильм или книгу, особенно когда он читал ее самостоятельно.
Если вы не понимаете, о чем идет речь, значит, и ребенок плохо понял смысл прочитанного
или просмотренного.
Не стоит развивать своего ребенка только в одном направлении, так как он может не
ориентироваться в других областях знаний.
Игра как подготовка к школе
Полезны игры разные. Даже “несерьезные” игры: в “больницу”, “дочки-матери”, “школу”.
Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей. Это развивает
коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты.
Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. Учатся выполнять указания
“взрослого”.
И главное — все происходит без принуждения, легко и охотно. Развивается воображение —
умение представить себе, “что было бы, если бы...”.
Полезны также игры с пластилином, карандашами и т. д. То есть почетное место в подготовке
к школе занимает лепка, аппликация, рисование, конструирование. В этих занятиях
развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение
мысленно представлять себе предметы, “рассмотреть” их в уме. Позднее это окажется важным
при изучении физики, геометрии и др. Рисуя, строя, ребенок переживает радость творчества,
самовыражается. Конструирование из кубиков требует решения инженерных задач. Он учится в
уме отвечать на множество вопросов о том, как сделать дом, чтобы он не рассыпался, и т. д.
Родители могут подключиться к процессу игры и ненавязчиво предложить интересный сюжет или
Главное — не ущемить самостоятельность ребенка. Надо побудить его к самостоятельному
поиску идей и средств их воплощения.
Родители должны понимать, что лучшая подготовка к школе — это естественное желание
ребенка играть, а не серьезные занятия на заданную тему. Не гасите интерес!
Дорогие родители! Желаем Вам терпения, мудрости, доброты и удачи в воспитании
детей.
|