На главную стр.

На стр."Советы учителя-логопеда"

Отвечает логопед

Вопросы и ответы


Моему сыну 3 года. Говорит только: "папа","би-би", "я", "ты", "тук-тук" и больше ничего. Ведь это ненормально. Что мне делать? Помогите, пожалуйста.

Вам необходимо пройти полное обследование: посетить психоневролога, сделать ЭЭГ (или ЗХО-ЭЭГ), сходить к ЛОРу и окулисту. Обязательно обследуйтесь у логопеда в поликлинике и потребуйте направление в специализированный садик (скорее всего - логопедический). Заниматься развитием речи нужно уже сейчас, не откладывая. если ваш малыш не ходит в садик, обязательно запишите его в группу раннего развития, чтобы общался с детьми, укрепляйте здоровье (спорт, режим дня, хорошее питание, закаливание). Лучше всего походите на занятия в Монтессори-группу. Попробуйте "кубики "Зайцева"- это методика, и прямо, и косвенно влияет на развитие всех сторон речи.

Логопедические занятия с неговорящими детьми раннего возраста В ситуации, когда у малыша 1,5–2,5 лет отсутствует активная речь, перед родителями и педагогами встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать? Родители обычно сравнивают речь ребенка с уровнем развития речи его сверстников. И, безусловно, их начинает беспокоить тот факт, что ребенок отстает в речевом развитии. Однако на бытовом уровне существуют представления о том, что «мальчики вообще начинают говорить позже» или «бывает, что молчит, молчит, а потом заговорит», и т. п. Часто и логопеды в поликлинике советуют немного подождать. Объяснить это можно тем, что занятия с малышами требуют особого подхода, не каждый специалист обладает необходимыми знаниями, опытом, а также желанием заниматься с маленькими детьми. Гораздо легче проводить занятия с ребенком 4,5–5 лет, поведение которого уже в достаточной степени произвольно. На наш взгляд, в случае отсутствия активной речи у малыша 1,5–3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов – логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОР), провести ряд медицинских исследований (энцефалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволяют уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку. В раннем возрасте различные нарушения развития по своим внешним проявлениям еще не дифференцированы, часто имеют схожие проявления. Но нарушение развития речи в той или иной степени сопровождает любой дефект. Организация наблюдения за ребенком и коррекционные занятия помогут дифференцировать нарушение речи от других нарушений (задержка психического развития, олигофрения, нарушения слуха, аутизм), поставить более точный диагноз. Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи ребенка на ближайшую и отдаленную перспективу. Насколько возможно составить точный прогноз? Так как в раннем и младшем дошкольном возрасте у детей с нарушением речи разной степени сложности уровень общего и речевого развития может выглядеть примерно одинаково, предположения о дальнейшем развитии речи ребенка можно составить только учитывая динамику развития речи в ходе обучающего логопедического воздействия. При проведении систематических логопедических занятий часть детей, имеющих сходные речевые нарушения в раннем и младшем дошкольном возрасте, могут полностью преодолеть свой речевой дефект, догнать по уровню развития речи сверстников, а в будущем успешно обучаться в массовой школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий оказывается не способна полностью преодолеть свою речевую недостаточность, в школьном возрасте у них возникают проблемы с усвоением письменной речи (дисграфия, дислексия). В первом случае можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР), во втором случае – об общем недоразвитии речи (ОНР). Особенности занятий с детьми раннего возраста Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д. Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты: Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус. Но только с помощью взрослого ребенок узнает функциональное назначение предметов нашего быта – что ложкой едят суп, а лопаткой копают песок, книжку читают, а карандашом рисуют. Взрослый знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку и т. д. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным. Вывод: занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении. В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения Дети раннего возраста активны, подвижны и любознательны. Детская непосредственность лежит в основе познания окружающего мира и общения с людьми. У малышей еще не сформированы понятия: что такое хорошо, а что такое плохо, как можно себя вести, а как нельзя и др. Обучение малышей возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. Такого эмоционального подъема можно достичь только в игре. Сознательное отношение к обучению появится позже – в старшем дошкольном возрасте. А пока… если малышу неинтересно, он просто отвернется или уйдет. Вывод: элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение Малыши любят повторять одно и то же действие (или движение, слово и т. д.) снова и снова. Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется. Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр. Вывод: чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту Материал для игр и занятий с маленькими детьми необходимо подбирать таким образом, чтобы его содержание соответствовало детскому опыту. Используйте знакомые малышу ситуации. Например, игра с машинкой – дети видели машины на улице; игра «Киса, киса – брысь!» – дети видели и гладили кошку. Если же предлагается новый материал, то предварительно необходимо дать ребенку новые представления. Например, игра «Курочка с цыплятами». Маленькие городские дети часто не имеют реального представления о домашних птицах, поэтому покажите ребенку игрушки – курочку и цыплят – или картинки, немного расскажите об этих домашних птицах, а потом начинайте играть. Основные темы занятий – быт человека, животные и птицы, растения, сезонные изменения и погода и т. д. Одни и те же сюжеты закрепляются, уточняются, расширяются на разных занятиях. Повторное использование знакомых сюжетов в работе с маленькими детьми вполне оправданно и полезно. Вывод: содержание материала для занятий с малышами требует серьезного и вдумчивого отбора (можно взять за основу раздел программы детского сада «Ознакомление с окружающим миром»). Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала Уровень сложности материала для занятий с детьми раннего возраста должен быть адекватен возрасту. Опыт работы показывает следующую тенденцию: педагоги склонны завышать уровень сложности материала и предъявляемых к малышам требований. Это можно объяснить тем, что взрослому человеку очень трудно занять позицию маленького ребенка. А ведь то, что очевидно и просто для ребенка старшего возраста, а тем более для взрослого, для малышей представляет серьезную задачу. Следует также помнить, что если перед ребенком будет стоять непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш попытается выполнить задание, но у него не получится, и он быстро потеряет интерес. В этом случае будут разочарованы и ребенок и взрослый, а в следующий раз малыш может отказаться от попыток выполнения сложного задания. Вывод: материал должен быть доступен для маленького ребенка, усложнение одного и того же задания происходит постепенно, от занятия к занятию (реализация принципа «от простого к сложному»). Необходимо контролировать длительность занятия Следует учитывать тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса к занятию. Каждая игра длится от 5–10 до 15–20 минут. При этом следует учитывать конкретную ситуацию и поведение детей на занятии: можно быстро свернуть игру, если увидите, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать. Вывод: на занятиях с маленькими детьми не следует планировать длительные игры. Также во время занятия необходимо гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения. Необходима четкая структура занятия Чтобы информация лучше усваивалась малышами, необходима четкая структура занятия: каждое занятие, каждая игра внутри занятия имеют начало, продолжение и конец. При этом начало и конец игры очень непродолжительны по времени (вступительные и заключительные реплики педагога). Продолжение игры включает основное содержание предлагаемого материала. При варьировании длительности игры мы манипулируем именно этой частью игры. И в случае короткого, и в случае долгого варианта игры не забывайте о вступительной и заключительной репликах, обозначающих начало и конец каждой игры. Рассмотрим в качестве примера уже упомянутую выше игру «Курочка и цыплята». Варианты начала игры – «Вот к нам пришли курочка и цыплята», или «Сейчас мы поиграем в „Курочку и цыплят“ и т. п. Варианты окончания игры – „Курочка с цыплятами пошли домой“ (курочка и цыплята уходят), „Курочка и цыплята прощаются – до свидания!“ и т. п. А вот продолжение может быть любым по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач. Вывод: игра должна иметь начало, продолжение и конец. Необходима смена видов деятельности Смена видов деятельности, когда занятие состоит из нескольких разных игр, позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность и эффективность занятия. Важно, чтобы подвижные игры сочетались со спокойными занятиями. Кстати, смена видов деятельности (например, умственной и физической) помогает увеличить работоспособность и у старших детей, и у взрослых. Вывод: каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих одна другую. Гибкость Описанные занятия следует подбирать и использовать с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируйте чутко на отношение детей, улавливайте их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета. Вывод: необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения – отдельные части занятия можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент. Перенос знаний Необходимо специально позаботиться о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого надо держать близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребенка. Так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом, побуждайте, поощряйте, а иногда и требуйте, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится. Вывод: чтобы навыки и знания закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях. Малышам необходима положительная оценка их деятельности В период обучения эмоциональная поддержка со стороны взрослого, положительная оценка достижений необходимы малышам. Поэтому старайтесь отмечать любые, даже самые скромные, достижения и успехи. В случае неудачи не акцентируйте на ней внимание. Скажите, например: «Потом еще раз попробуем», «В следующий раз обязательно получится», «Ты старался, – молодец!». Вывод: чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалите их почаще. -------------------------------------------------------------------------------- Моему сыну ; 4.5 года, он гиперактивный ребёнок, говорит много, "не закрывая рта". Проблема в том, что речь у него торопливая, масса запинок, не выговаривает все возможные "проблемные" звуки, хотя в саду с ним занимается логопед. Очень хочется, чтобы ребёнок разговаривал нормально, так как другие дети подтрунивают над ним. Слышала, что детям с торопливой речью и запинками очень помогает пение. Хотелось бы узнать ваше мнение на этот счёт, и с чего лучше начать, как правильно и в каких объёмах заниматься (петь мы очень любим)?

Во-первых, если у малыша точный диагноз "гиперактивность" и кто его ставил? как помогали врачи справиться с этим? И кто определил наличие запинок? Точный диагноз - первый шаг на пути помощи малышу. Очень важно также отделить запинки от заикания.
Во-вторых, такому малышу надо помогать комплексно. Одного логопеда бывает недостаточно. Если запинки судорожного характера, то вам лучше найти заиколога-логопеда, специализирующегося на заикании и владеющего всевозможными методами, в т.ч. пения. При работе с такими детками очень хорошо помогает игротерапия, обучение по "кубикам Зайцева" (иногда кажется, что прямо для них эту методику придумали), дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, концентрацию внимания. Также может помочь дефектолог. Лекарствами не увлекайтесь, только если ситуация выходит из-под контроля (когда есть тенденция к ухудшению состояния темпа и ритма речи, невротические проявления). В обучение главное - соблюдать два принципа: дать малышу быть гиперактивным без ущерба в обучении (что возможно только при правильно подобранных методиках и компетентных специалистах) и комплексный подход. Не рекомендую вам самой осваивать эти методики, можете навредить, особенно при упражнениях на дыхание. Что касается пения -"кубики Зайцева" опираются как раз на пение в процессе учёбы, что благотворно сказывается на улучшении речи в целом, и устранении запинок, в частности. Многие логопеды сейчас используют эту методику в работе с заиканием. Можете сами купить кубики, освоить методику - и петь по кубикам и таблицам. От этого вреда не будет. Звуки ставить таким ребятам действительно трудно, особенно закреплять. Не переживайте, время до школы у вас ещё есть.

Что такое ЗРР?

Если вашему малышу в два года поставили диагноз ЗРР (задержка развития речи), то вам не стоит принимать этот диагноз близко к сердцу. Дело в том, что ЗРР с определённой долей уверенности можно поставить не раньше 3 лет. Бывает так, что ровно через две недели постановки такого диагноза, 2-летний малыш вдруг начинает много и активно говорить. Если у него нет серьёзных дополнительных отклонений в общем развитии, скорее всего, ЗРР - это не более, чем перестраховка врачей. Однако, если малыш и в 2,6, и в 3 года говорит плохо, его речь непонятна для окружающих, то необходимо не только тщательно обследовать его, но и определить в логопедический детский сад или логопедическую группу при массовом садике. Программа в этих группах одна и та же, рассчитана на 2 или 3 года, после чего малыш с достаточно хорошей речью может быть записан в обычную массовую школу.

Моему сыну 2 года. Говорит он только простые слова: "Мама", "Папа", "Динь" и т.д. Невропатолог сказала, что нам следует показаться на приём в 2,5 года по поводу речи. Сам сынуля пытается что-то рассказать, но ничего не могу понять. Семья у нас большая, общаемся с ребёнком много и занимаемся. Подскажите, пожалуйста, что нам следует делать.

Во-первых, вам следует сходить к хорошему логопеду, который обследует 2-леток. Во- вторых, нужно принимать во внимание, как протекали беременность и роды, первый год жизни малыша (были ли какие-то трудности, осложнения). Возможно, надо бы сделать ЭЭГ. Всё это необходимо для полного понимания причины "молчания" вашего малыша. Очень может быть, что вскоре он сам заговорит, без специального обучения. Но вам всё же лучше насторожиться, чем пропустить проблему. Далее. Поводите его в группу раннего развития. Оптимально для таких малышей группа "Вместе с мамой" по методу Монтессори. Там всесторонне развивают деток, что важно. Дома вам стоит также устроить развивающую среду, где малыш мог бы сам подтолкнуть своё развитие (в свободном доступе должны быть игры с пересыпаниями, переливаниями, нанизываниями и сортировкой пуговиц и бусин). Старайтесь, чтобы во время разговора или пения он видел ваш рот, губы, язык. Не забывайте, что активный словарь не появится, пока недостаточно развит пассивный. Создайте проблемную ситуацию. Например, он сел на машинку, а вы стоите рядом. Сынуля хочет, чтобы вы покатали его, но вы "не понимаете", чего он хочет. Он будет вынужден сказать "кати!".Только вы должны быть уверены, что он знает слово, слышал его. Поэтому много говорите с ним, читайте. Важно много играть вместе с малышом: только в игре вы можете повлиять на общее развитие и на речевое, в частности. Вот, например, строите вы дом из кубиков. "Так, смотри-ка, нам для домика не хватает больших жёлтых кубиков. Принеси из комнаты большой жёлтый кубик. Молодец, ставь. А теперь найди красный кубик" и т.д. Пусть приносит и селит в домик зверей, игрушки и т.д. С малышами, которые задерживаются в развитии в речевом развитии, нужно очень много заниматься. Но не переусердствуйте, а то проблемные ситуации (как с машинкой) превратятся в раздражение, а игры в домик - в хроническую усталость. Бывают случаи, что малыш молчал, потому что мама была слишком говорливая. В любом случае, ваша проблема преодолима, не переживайте.

Слышала, что игры с песком помогают развить речь и умственные способности ребёнка. Но мой сын (ему 2 года) не любит играть в песочнице. Есть ли упражнения, которыми можно заменить игру в песке?

Дома можете установить коробку с обрезанными пониже краями с песком, камушками и ракушками. там полезно не только ручками копаться, но и топтаться ножками. Как замена-большая миска с фасолью или чечевицей, где закопаны разные мелкие предметы. малыш зарывает руку по запястье и выкапывает игрушки. Ещё можете насыпать в в пластиковый стаканчик манку и попросить малыша, опустив туда пальчик, покрутить им по кругу. такие же движения полезно совершать каждым пальчиком. Потом манку можете насыпать тонким слоем на поднос и рисовать пальчиками всё, что захочется.

Мой сынок (2,3 г.) произносит одни существительные. Некоторые из них он выговаривает очень хорошо и чётко (собака, шапка), некоторые он обозначает одним или несколькими слогами. Многие он обозначает только звуками "у-у-у-у" (самолёт), "чу-чу-чу-чу" (поезд). Из глаголов говорит только "дай". Если хочет, чтобы я села, то хлопает по стулу рукой. Если я делаю вид, что не понимаю, чего он хочет, сынок начинает "психовать" и злится. Он постоянно перемежёвывает свои слова "Ы-ы-ы-", как будто разговаривает какую-то часть текста про себя. Сын с удовольствием играет в игрушки, любит сортировать календарики по изображениям на них, подбирать вещи по парам, складывать вещи в коробку или мешок, потом высыпать и опять складывать. Иногда добавляет слова в рассказ, но иногда, когда я спрашиваю, кто изображён на картинке, он начинает крутиться, пытается перевернуть страницу или вообще убегает.Подскажите, пожалуйста, что с этим делать? Как научить сына говорить предложениями?

Прежде всего, вам необходимо посетить логопеда для полного обследования, а в 3 года начинать заниматься систематически. Звуками "ы-ы-ы" малыш заменяет слова, которые ему не даются, то есть он идёт по пути наименьшего сопротивления, неосознанно хитрит. Отсюда и жесты (хлопает по сиденью) и интонирование вместо слов и т.д. Значит, надо учить его говорить слова. Обучив малыша глаголам, уже намного легче будет общаться. Сразу и двусложные предложения появятся: "Мама спит", "Мишка кушает", Попробуйте следующее: для начала определимся с самыми простыми словами-глаголами: "кати", "дай", "неси" (как вариант -"си"), "бух" (или "упай", "пай"),"пей", "хочу" 9можно как "чу" или "тю" Затем, когда случается ситуация, вы много раз произносите это слово. Желательно , чтобы малыш видел ваш рот, язычок, губы. Можете ненавязчиво попросить, опять же в игре: "Давай мишку позовём: "Мишка,иди!" Давай скажем:"Иди" Попробуй сам". И мишка, соответственно, идёт (или пьёт, катит машинку и т.д.) Хорошо, если всё это через шутку, игру, веселье. Не получилось в этот раз- не беда, в другой получится. Во время игры проговаривайте свои действия, чётко говорите, короткими предложениями. Но не утомляйте ребёнка говорением, пусть и сам скажет, как может. И ещё. Пассивный словарь -это фундамент активного. Давайте разнообразные задания: "Принеси мне, пожалуйста, красный шарф из коридора". "Что возьмём на прогулку -санки или ледянку? Принеси тогда санки с балкона". А можно и посложнее:"Принеси мне зайку из шкафа и машинку из кухни" и т.д. Показывайте кукольный театр с куклами-варежками или куклами на пальчике. После просмотра поиграйте с малышом: "Кто пришёл в теремок первым? Покажи. Так, мышка. Как говорит наша мышка? ПИ-пи-пи. Покажи, как она "говорит" (у сына на руке варежка-мышка или лягушка и т.д., он пытается сказать звукоподражанием, но лучше словом). И так со всеми героями. Главное не настаивайте. Упрямится, злится, отступите: "Ой, извини, малыш, я не права. Давай пойдём пельмени лепить". Переключите его сразу.

Учить или не учить? Вот в чём вопрос!

Не утихают споры в двуязычных семьях по поводу выбора языка крохи. Особенно, если в семье есть предубеждения. Мы – татары по национальности, живём в городе, где большинство – русские. В детском саду и школе тоже обучают по-русски. Дочке 1.8. Разговариваем с ней по-татарски. А знакомые и друзья – по-русски. Она их тоже понимает, хотя и не говорит толком ни по- татарски, ни по-русски. Участковый педиатр меня постоянно ругает, говорит, что неправильно делаю, что разговариваю с ребёнком по-татарски, чем торможу её развитие… Что нам делать в данной ситуации? По-русски я не буду с ней разговаривать, мы в семье между собой все только на родном языке говорим. Безусловно, уважение к родному языку - это основа культуры любого человека. Но ведь, если бы вы оказались в Англии, где официальным признан только английский язык, вы бы стали говорить на нём, и дочку бы приучили к нему, верно? Вашей дочке, как я поняла, предстоит жить, учиться и работать именно в русскоговорящей среде. Значит, ей просто необходимо хорошо выучить русский для успешной жизни. Если вы планируете уехать, то это, конечно, излишне. Однако если вы всё же не станете переходить на русский полностью, то готовьтесь к тем или иным нарушениям речи, чтения и письма. Скорее всего, они будут. Проблема двуязычных деток (что сейчас не редкость) в том, что только один язык усваивается как родной, то есть абсолютно и в совершенстве. Если дочка будет слышать от вас только татарский, то он станет для неё родным, что приведёт к нарушению, прежде всего, понимания грамматических категорий на русском и тонких смысловых оттенков: пословиц, переносного значения слов, афоризмов, многозначных слов и т.д. Если вы готовы к этому – то это ваш выбор. Когда дочке будет годика 4, найдите хорошего логопеда и занимайтесь с ним, вплоть до 3-4 класса. Это - единственный вариант, так как вы для дочки авторитетнее всех других людей, и ваш язык (татарский) она, конечно, воспримет, как родной, ровно, как и вашу точку зрения. Вы, конечно, посеяли страх в моей душе, хотя я не совсем согласна с вами. Даже живя в Англии, я говорила бы с дочкой по-татарски тоже. Как делает моя сестра, живущая в Германии. Её 3-летняя дочь прекрасно владеет двумя языками и переводит. Я сама с детства прекрасно говорю и на родном и на русском, понимаю все тонкости, училась только на отлично, и в школе, и в вузе и знаю неплохо английский. И специально со мной никто не занимался. Почему же у дочки должны возникнуть проблемы? Спасибо вам за ответ, годика в 4 обязательно пойдём к логопеду, будем заниматься, на всякий случай. Вам всё равно виднее. Поскольку вас очень волнует вопрос, давайте продолжим его обсуждение. В своих рекомендациях я опираюсь не на частный опыт отдельного человека, а на научные исследования, подтверждённые не раз (то есть достоверные). Лично мне многократно приходилось заниматься с детьми из армянских, азербайджанских и татарских семей. Все вышеперечисленные трудности в усвоении русской речи у них были. Было притуплено чувство языка, а язык – это не только логическая структура, где раз объяснил правило, выучил, и свободно говоришь по правилу. Есть понятие и интуиция в языке, ощущения на уровне более глубоком, нежели логика. Именно поэтому я предостерегаю вас. Однако, справедливости ради, надо сказать, что за рубежом (в той же Англии, например), менее тревожное отношение к двуязычию, чем у наших логопедов. Считается, что усваиваться одинаково могут и два языка. Часто приводят пример А.С. Пушкина, с которым до 5 лет все разговаривали на французском языке. Но мне кажется, что Пушкин – это скорее исключение, которое, как раз, и подтверждает правило. Ни в моей практике, ни в практике моих коллег (многие из которых большие учёные) не бывало случая усвоения иностранным малышом русского языка абсолютно на том же уровне, что и русскоговорящим с детства. Тогда встаёт вопрос: что же считать «тем же уровнем»? Ведь и вправду, многие детки болтают легко на обоих языках, вы и не почувствуете разницу. Однако достаточно даже поверхностного логопедического обследования, чтобы «вылезли» грамматические, смысловые ошибки, а часто - и фонетические (лёгкий акцент, например, неправильные ударения. Учителя начальных классов также отмечают более низкую успеваемость по русскому языку таких малышей. Итак, обще изучение языка в школе, институте, выбор профессии, связанный с хорошим чувством языка – это другое (таких профессий много: редактор, корректор, учитель, логопед, актёр, диктор и т.д.). Далее. Мне кажется, что вы не предадите свой народ. Свою культуру и язык, в частности, если подготовите свою дочку к успешной жизни в русскоязычном обществе. Наоборот. Свободно владея русским, разговаривая без акцента, не имея комплексов по поводу двоек по русскому и литературе в школе, она будет вызывать большое уважение, как талантливый иностранец; сможет стать достойным представителем вашего народа. Вполне сможет нести культуру, язык и обычаи татар в русское общество, так как свободно чувствует себя в нём и в то же время чтит корни. Думаю, лет до 3-4 вам нужно перейти полностью на русский. Жизнь не заканчивается после этого, верно? В 4 года, когда язык считается усвоенным, приступайте к «погружению» в татарский. Мозг дошколёнка очень пластичный, легко приспосабливается. Язык она выучит моментально. А в 7 лет придёт время английского. А второй иностранный язык учить, как известно, легче, как «по накатанной». И всё будет хорошо, не переживайте. Примите решение один раз, то или иное, и спокойно следуйте ему. Даже если вы не сделаете, как я говорю – это вовсе не катастрофа. Главное – чтобы вы были уверены в своём выборе.

Дочка стала заикаться! Мы в панике! Не стоит забывать, что тревожное отношение к проблеме малыша передаётся ему и усугубляет ситуацию.

Моей дочке три года. Где-то неделю назад стала замечать, что Машутка стала запинаться! Например, говорила – з-з-зачем? А дня три назад всё хуже и хуже! Например, сидим с ней вдвоём, она может сказать: «М-м-мам, д-д-давай к-к-книжку п-п-почитаем…» Понимает, что у неё не получается, расстраивается, замыкается. Даже плачет! Я в шоке! Все дома в панике! Наши переживания и ей, наверняка, передаются. Хотя мы стараемся делать вид, что всё нормально, наоборот, уделяем больше внимания. Маша в эти дни нервничает, капризничает. Вчера, когда начинала заикаться, стала говорить по слогам (сама придумала!). И более-менее поуспокоилась. Как нам с ней себя вести? Договаривать за неё слова? Помогать сказать фразу? Или не обращать внимание (но она так мучается!). Может, с ней поговорить на эту тему, сказать, что всё нормально и что так бывает, и всё пройдёт? Или, наоборот, не заострять на этом внимание? ЧТО ДЕЛАТЬ? ПОМОГИТЕ! Записались к неврологу и на ЭЭГ, потом пойдём к логопеду. Не стоит так чрезмерно паниковать, у вас ситуация под контролем. Очень верное решение – записаться к специалистам. А пока – успокойтесь сами и убедите родных не тревожиться: дочке, безусловно, передается ваше состояние. Смотрит она на всех вас и вправду думает, проблемы у меня ужасные. Пока не ясно, что спровоцировало появление запинок. Был ли стресс у дочки, поменялся ли образ жизни, а, может быть, напугал её кто-то или что-то. В период с 2 до 5 лет речь – очень тонкий, бурно развивающийся механизм, который легко реагирует на стрессовые состояния. Именно в этом возрасте чаще всего возникают запинки и заикание. Однако надо чётко понять, заикание у неё или запинки. Отличить можно так: если дочка после замечания (спокойного, как просьба) начинает лучше говорить и если нет судорог в области рта, шеи, то это, скорее всего, запинки. Они имеют эмоциональную природу, легче поддаются коррекции. А вот с заиканием посложнее: причина неврологическая и, следовательно, методы преодоления другие, включающие ино гда и медикаментозное вмешательство. У девочки, я думаю, уже начал формироваться стереотип поведения: тревожность и переживания за свои запинки. Сейчас ваша задача – успокоиться и успокоить дочку: «Ничего страшного, это бывает. Давай помолчим секундочку, и ты попробуешь сказать ещё раз». Конечно, нужна тщательная диагностика у специалистов. Как общаться: предложите ей пропевать трудные слоги. По слогам говорить не советую: получается скандированная речь – это не очень хорошо. Далее: строгий режим дня, никаких телевизоров и компьютеров. Дома тихая и спокойная обстановка. Кстати, ваша дочка ходит в садик? Если недавно пошла – тоже повод появиться запинкам. Или в садике возникла какая-то напряжённая ситуация. Значит, лучше из садика на время забрать или разобраться с проблемой. Режим питания, прогулки – обязательно. На ночь: тихие, добрые сказки, песенки (лучше петь вам самой). Ещё: разверните сюжетную игру с куклами, понаблюдайте, есть ли запинки, когда дочка разговаривает и играет с людьми. И записывайте ситуации, когда запинки чаще всего появляются. Также в игре вы можете от имени героя (мишки, например) разыграть ситуацию с трудностями говорения. И как мишка легко справляется с этим, как его утешают другие персонажи. Поглядите, как девочка отреагирует на этот приём. Рисуйте много, т.ч. пальчиковыми красками, как можно больше пускай возится с водой, играет с крупами. Чем тревожнее ребёнок, тем больше объём воды должен быть (пусть прямо из ведра в ведро половником переливает). Можете купить «Кубики Зайцева»: обучение чтению там основано на пропевании таблиц и кубиков. Очень часто помогает детям конечно, с запинками. Детки часто сами чувствуют, что им подходит, а наша задача – заметить это и, предложить свои варианты преодоления трудностей. На главную стр.
На стр."Советы логопеда"

На стр."Советы учителя-логопеда"



Hosted by uCoz