Hosted by uCoz
На главную стр.
На стр."Советы учителя-логопеда"
Домашние задания

Лечебная физкультура


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
О воспитании детей с нарушениями
опорно - двигательного - двигательного аппарата
Значение осанки трудно переоценить: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основой стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психологического благополучия. К сожалению, на сегодняшний день около 70% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки (это пока не болезнь, а лишь нарушение развития костно - мышечного аппарата). Однако на фоне этого, как многим кажется, безобидного дефекта развиваются такие серьёзные заболевания, как сколиоз, юношеский кифоз, остеохондроз, которые уже с трудом поддаются лечению. Кроме того, деформации скелета, даже незначительные, неблагоприятно сказываются на развитии внутренних органов, приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью.
Формирование осанки - процесс длительный, начинающийся с первого года жизни и завершающийся к 20 - 25 годам. В связи с этим особое значение приобретают методы профилактики и лечения, дающие стойкий результат и не имеющие негативных побочных эффектов. Лечебная физкультура и массаж - наиболее подходящие способы воздействия на детский организм. Кроме того, они относительно просты, их в состоянии освоить любой взрослый человек даже без специального образования. ЛФК в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата, сокращение двигательной активности детей из - за того, что основное внимание, как правило, уделяется «интеллектуальным» занятиям, следствием чего является снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, не способных удерживать осанку в правильном положении.
Проведение занятий ЛФК в условиях ДОУ позволяет своевременно и эффективно воздействовать на организм при формировании осанки и свода стопы. Именно своевременность использования физических упражнений с лечебной целью является
значимым фактором внедрения лечебной гимнастики в практику коррекционной работы.
ЛФК даёт возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Противопоказания имеют лишь временный характер (общее недомогание, высокая температура).
Принять правильную осанку!
На протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушением телосложения и осанки. Главные причины: недостаточная двигательная активность, несвоевременное оказание медицинской помощи и не регулярная лечебно - профилактическая работа, нарушение режима питания и отдыха, недостаточное внимание к закаливающим и физкультурно - оздоровительным мероприятиям.
Слабость мышечного корсета, неправильные позы, которые ребёнок принимает в положении сидя, стоя, лёжа, при ходьбе, во время игры, во сне; врождённые аномалии развития рёбер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей, вызывают нарушение осанки, которое приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно - сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотичного состояния мышц и связочного аппарата ребёнка.
К нарушению осанки могут привести и такие заболевания, как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а также неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи - солей, витаминов, микроэлементов.
Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса. Наиболее часто встречающиеся нарушения осанки у дошкольников: искривление позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы); чрезмерное отклонение позвоночника в грудном отделе (кифозы) и поясничном (лордозы); плоскостопие, врождённая косолапость; ассиметричное положение плеч и др.
Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, её формирование ещё не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести в возникновению функциональных нарушений. Стопа является опорой, фундаментом тела - его нарушение обязательно отражается на формировании всего организма. Изменение формы стопы вызывает не только снижение её функциональных возможностей, но, что особенно важно, влияет на положение позвоночника, что отрицательно сказывается на функции последнего и, следовательно, на осанке и общем состоянии ребёнка. Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно влияет на развитие многих движений, приводит к снижению двигательной активности вообще и может стать серьёзным препятствием к занятиям спортом.
Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но, если нарушение осанки во фронтальной плоскости заметно выражены и тем более если они прогрессируют, надо идти к врачу.
В основу использования специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение её дефектов, должны быть положены следующие принципы: индивидуально - дифференцированный подход к каждому ребёнку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребёнка и в соответствии с этим продумывать объём и интенсивность нагрузок.
Для каждого занятия выбирают 3 - 5 упражнений для выработки правильной осанки, столько же - на расслабление, растягивание и укрепление определённых мышц и т.д. - в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка.

Упражнения для выработки навыка правильной осанки


И.п. - стоя спиной к стене.
1. Затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова поднята, плечи опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене. Если поясничный лордоз увеличен, следует приблизить поясницу к стене, немного напрягая мышцы живота и передней поверхности бёдер; при этом таз поворачивается вокруг тазобедренных суставов, и угол его наклона уменьшается.
2. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабится (вдох).
3. Потянуться вверх всем телом, от головы до пяток (на носки не приподниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).
4. Положить руки на голову, потянуть вверх всё тело, кроме шеи и головы, вытягивая грудной и поясничный отделы (выдох), расслабится (вдох). Те же упражнения на вытяжение позвоночника можно выполнять сидя.
5. Закрыть глаза, сделать шаг вперёд, принять правильную осанку. Открыть глаза, проверить правильность осанки, исправить замеченные дефекты.
6. Сделать два - три шага вперёд, присесть, встать, принять правильную осанку, проверить себя.
7. Сделать один - два шага вперёд, расслабить последовательно мышцы шеи, плеч, рук и туловища - «обвиснуть». Выпрямиться, проверить осанку.
8. Подняться на носки, скользя спиной по стене, потянуться всем телом вверх. Задержаться в этом положении на 3 - 5 секунд, вернуться в И.п.
Все эти упражнения можно усложнять - выполнять, не прислоняясь спиной к стене.
Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника - выработка навыка правильной осанки.
Литература: дошкольное воспитание 10.2006г. (стр. 62)

Профилактика плоскостопия


Упражнение «сборщик» - ребенок, сидя с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет то же самое. Затем без помощи рук перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переноске
Упражнение «художник» - ребенок, сидя на полу с со­гнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала од-(-ной, затем другой ногой.
Упражнение «гусеница»- ребенок сидит на полу с со­гнутыми коленями. Сгибая пальцы ног, он подтягивает пят­ку вперед (пятки прижаты к пальцам), затем пальцы снова расправляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгиба­ния и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.
Упражнение «барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, стучит по полу только пальцами ног не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
Упражнение «хождение на пятках» -- ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.
Упражнение «мельница» - ребенок, сидя на полу с вып­рямленными коленями, описывает ступнями круги в разных направлениях.
Упражнение «кораблик» - ребенок, сидя на полу с со­гнутыми коленями и прижимая одошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика)
Упражнение «серп» - ребенок, сидя на полу с согнуты­ми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние меж­ду ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки оста­ются на одном месте.
ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ЛФК ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:

Общие задачи ЛФК для дошкольников

1. Оказание общеукрепляющего воздействия на организм ребёнка.
2. Своевременная коррекция патологического и предпатологического состояния.
3. формирование и закрепление навыков правильной осанки.
4. повышение неспецифической сопротивляемости организма.
Литература: Дошкольное воспитание (11.2005г. ; стр.50 - 51).
Для вас родители! Для вас родители!
"Шпаргалка".
Вашему ребенку необходимо приобрести средства технического изображения : краски, пластилин, карандаши и т. д. Что же делать, прейдя в магазин "глаза разбегаются" от изобилия материала. Какой лучше? Ценного совета ждем от продавца. "Возьмите, вот это , лучше берут для детей", а зачастую не знают как материал "поведет" себя во время работы.
Прейдя домой, ребенок садится и начинает лепить, а пластилин не соединяется или остается на руках, и красивая коробка с карандашами становится непригодной во время рисования. Линии, круги ...и весь замысел не остается на листе бумаги. Что же делать?
Совместно с детьми мы столкнулись с различными производителями зарубежными так и отечественными.
И самым лучшим оказался пластилин Ярославской фабрики "Луч", Пластилин не липнет к рукам, быстро разминается, хорошо сглаживается пальчиками. Но, есть у данной фабрики "модный" люминесцентный пластилин, который мы не рекомендуем использовать в работе с детьми.