Hosted by uCoz
На главную стр.
На стр."Советы учителя-логопеда"
На стр. "Нормативная документация"

Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (29.12.2001)

Министерство образования Российской Федерации (Минобразование России) П Р И К А З от 11.02.2002 Москва N 393 О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года Объявляю распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р: "ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 29 декабря 2001 г. N 1756-р Москва 1. Одобрить подготовленную Минобразованием России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти Концеп- цию модернизации российского образования на период до 2010 года (далее именуется - Концепция). 2. Минобразованию России: обеспечить доведение Концепции до федеральных органов исполни- тельной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственных образовательных учреждений, педагоги- ческой общественности; организовать разработку комплекса мероприятий по реализации Концепции. 3. Федеральным органам исполнительной власти и органам испол- нительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Концепции при разработке мер государственной поддержки образования, а также при реализации федеральных и региональных программ развития образования. Председатель Правительства Российской Федерации М.Касьянов" В соответствии с пунктом 2 распоряжения Правительства Российс- кой Федерации от 29 декабря 2001 г. N 1756-р п р и к а з ы в а ю: 1. Управлению делами (В.А.Павлюкову), Отделу баз данных и до- кументальной связи (И.Е.Быстрову) обеспечить тиражирование и рас- сылку прилагаемой Концепции в органы исполнительной власти субъек- тов Российской Федерации, подведомственные Минобразованию России образовательные учреждения в срок до 28 февраля текущего года. 2. Управлению развития образования (П.Е.Кондрашову) направить редакциям педагогических изданий текст Концепции для опубликования. 3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Е.Е.Чепурных. Министр В.М.Филиппов Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393 КОНЦЕПЦИЯ модернизации российского образования на период до 2010 года 1. Роль образования в развитии российского общества Роль образования на современном этапе развития России опреде- ляется задачами ее перехода к демократическому и правовому госу- дарству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и обществен- ного развития. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передо- вых стран. При этом необходимы широкая поддержка со стороны общест- венности проводимой образовательной политики, восстановление от- ветственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования. Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации "Об об- разовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском професси- ональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образова- ния в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной прог- рамме развития образования на 2000-2005 годы. Концепция взаимосвязана с Основными направлениями социальноэ- кономической политики Правительства Российской Федерации на долгос- рочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации гене- ральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие - модерни- зации образования. 1.1. Российское образование и тенденции мирового развития Образовательная политика России, отражая общенациональные ин- тересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуслав- ливающие необходимость существенных изменений в системе образова- ния: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость по- вышения уровня готовности граждан к такому выбору; переход к постиндустриальному, информационному обществу, зна- чительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности; возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного со- общества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения; динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподго- товке работников, росте их профессиональной мобильности; возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 процентов национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие обра- зования как молодежи, так и взрослого населения. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международно- го престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содру- жества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечест- венников за рубежом. 1.2. Новые социальные требования к системе российского образования Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формиро- вания новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в си- туации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктив- ностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. На современном этапе развития России образование, в его нераз- рывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной дви- жущей силой экономического роста, повышения эффективности и конку- рентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важ- нейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонаци- ональной напряженности и социальных конфликтов на началах приорите- та прав личности, равноправия национальных культур и различных кон- фессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной рос- сийской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского са- мосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыг- рать ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданскоправовой, профессиональной и быто- вой культурой. Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интере- сами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны госу- дарства система образования должна обеспечить эффективное использо- вание своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых. 1.3. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации Государственно-политические и социально-экономические преобра- зования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую авто- номию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образова- тельных учреждений и вариативность образовательных программ, разви- тие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовы- живанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребнос- тей страны. В современных условиях образование более не может оста- ваться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональ- ное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере ре- шить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требования- ми к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускни- ки учреждений профессионального образования не могут найти себе ра- боту, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы обра- зования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи. В переходный период своего развития страна должна разрешить свои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет эко- номии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предп- риятия и организации, граждане - все заинтересованные в качествен- ном образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образо- вания для вложения средств предприятий, организаций и граждан, мо- дернизированы действующие в образовании организационноэкономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в об- разовании, а также кардинально улучшить использование этих средств, направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидае- мого демографического спада контингент учащихся сократится практи- чески на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисис- темного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразова- тельных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании. Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образо- ванием в обеспечении совместно с общественностью высокого и совре- менного качества работы образовательных учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовых форм, систематическом ана- лизе перспективных потребностей рынков труда. 1.4. Цели и основные задачи модернизации образования Главная задача российской образовательной политики - обеспече- ние современного качества образования на основе сохранения его фун- даментальности и соответствия актуальным и перспективным потребнос- тям личности, общества и государства. Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образова- ния, а потому определение направлений модернизации и развития обра- зования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного са- моуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма ус- тойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных воз- можностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования; формирование в системе образования нормативно-правовых и орга- низационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образова- тельного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образователь- ного учреждения. Основой современной образовательной политики государства явля- ется социальная адресность и сбалансированность социальных интере- сов. Стратегические цели модернизации образования могут быть дос- тигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образователь- ной системы с представителями национальной экономики, науки, куль- туры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и обществен- ных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а ре- зультаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования. 2. Приоритеты образовательной политики 2.1. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической си- туации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Прави- тельство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для: бесплатности полного среднего образования в пределах государс- твенного образовательного стандарта и бесплатного образования дру- гих уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации; равного доступа всех граждан России к образованию разных уров- ней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи; получения образования в соответствии с установленными госу- дарственными образовательными стандартами, гарантирующими необходи- мое для общества качество образования. Доступность качественного образования означает также государс- твенные гарантии: обучения на учебно-материальной базе с использованием совре- менного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы; обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обуча- ющегося в образовательном процессе, его психологическую и физичес- кую безопасность; социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических); бесплатного пользования учащимися и студентами фондами госу- дарственных, муниципальных и учебных библиотек. Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых госу- дарством и обществом на их образование, о качественном уровне полу- чаемого образования и его соответствии государственным образова- тельным стандартам. Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на по- лучение среднего и высшего профессионального образования предстоит осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в об- щеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов экспери- мента по введению единого государственного экзамена. При этом в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям, предполагающим наличие определенных творческих, психологических, физических наклонностей, а также реализующих учебные программы по- вышенной сложности, могут быть установлены дополнительные требова- ния к приему. Одновременно будет отрабатываться система специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразова- тельной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и соци- ализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Для расширения доступности образования вне зависимости от мес- та жительства и уровня доходов семьи будет разработан и реализован комплекс социально-экономических мер по обеспечению доступности об- разования на всех его ступенях. В числе этих мер: разграничение полномочий и ответственности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; передача оплаты труда и обеспечения учебного процесса в муниципаль- ных общеобразовательных школах в ведение субъектов Российской Феде- рации и придания им статуса государственных образовательных учреж- дений; введение адресных целевых выплат для малообеспеченных учащихся и создание на региональном и муниципальном уровнях других механиз- мов поддержки детей, нуждающихся в особой социальной защите. Это обеспечит им доступность дополнительных образовательных услуг и возможность обучения в учреждениях образования, реализующих прог- раммы повышенного уровня; создание системы государственного образовательного кредитова- ния, субсидирования для расширения возможностей детям из малообес- печенных семей получать среднее и высшее профессиональное образова- ние, предусмотрев различные формы погашения кредита, субсидии; не- обходимо также использовать возможности государственного образова- тельного кредитования и субсидирования для подготовки студентов по специальностям, имеющим особо важное значение для экономического и социального развития государства; нормативно-правовое регулирование условий привлечения в сферу образования внебюджетных средств и их использования, обеспечение защиты прав потребителей платных образовательных услуг; последовательное увеличение суммарной величины академической и социальной стипендии и доведение ее до уровня прожиточного миниму- ма; стимулирование создания для обучающихся фондов рабочих мест с неполным рабочим днем. Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурс- ной основе среднего и высшего профессионального образования будут в установленном законом порядке рассмотрены предложения о предостав- лении на определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускни- кам образовательных учреждений начального и среднего профессиональ- ного образования для реализации ими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего или высшего профессионального об- разования. Важной организационно-педагогической мерой будет восстановле- ние на современной технической основе учета детей школьного возрас- та и создание государственно-общественной системы обеспечения обя- зательного основного общего образования, мониторинга его реализа- ции. Для обеспечения сельским школьникам равных возможностей в по- лучении качественного общего образования будут осуществлены специ- альные меры по поддержке сельской школы, а также ее реструктуриза- ции. Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обес- печены медико-психологическим сопровождением и специальными услови- ями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показа- ний - в специальных школах и школах-интернатах. Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспече- ны обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровожде- нием. Правительство Российской Федерации планирует осуществить комп- лексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. В их числе: создание сети учебно-воспитательных учреждений по типу суво- ровских, нахимовских училищ, кадетских школ и корпусов, казачьих школ, летных, мореходных, речных, промышленных, сельскохозяйствен- ных и других училищ; создание специализированных консультативных подростковых цент- ров, где подростки решали бы свои психолого-педагогические и меди- ко-социальные проблемы; рационализация порядка и процедур усыновления детей, развитие системы приемных семей и детских домов семейного типа; расширение подготовки специальных кадров - социальных педаго- гов и психологов - по профилактике социального сиротства и для ра- боты с детьми группы риска; подготовка и переподготовка педагогических кадров, а также проведение родительского всеобуча по профилактике наркомании и ал- коголизма; введение на федеральном и региональном уровнях специальных уполномоченных по правам ребенка. Одна из причин, вызывающих рост асоциального поведения под- ростков и молодежи, нерациональная организация досуговой деятель- ности и каникулярного времени, подлинной проблемой которого стано- вится детская безнадзорность. Органами государственной власти всех уровней и местного самоуправления, органами управления образованием и образовательными учреждениями с привлечением общественности будут приняты меры по усилению педагогического влияния на детей и под- ростков в период летних каникул и повышению их занятости. 2.2. Создание условий для повышения качества общего образования Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модер- низация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Об- щеобразовательная школа должна формировать целостную систему уни- версальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образова- ния. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, сле- дует сохранить лучшие традиции отечественного естественноматемати- ческого, гуманитарного и художественного образования. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегри- рованной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи вос- питания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, са- мостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих за- дач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного обра- зования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффектив- ных форм развития склонностей, способностей и интересов, социально- го и профессионального самоопределения детей и молодежи. Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье. В целях создания необходимых условий достижения нового, совре- менного качества общего образования планируется: по итогам проводимого эксперимента пересмотреть структуру и содержание общего образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени (решение о переходе на 11-12-летнее школьное образование будет принято по итогам эксперимента не ранее 2006-2007 годов); разработать и ввести в действие государственные образователь- ные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности об- щеобразовательных учреждений; провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет: а) реальной разгрузки содержания общего образования; б) использования эффективных методов обучения; в) повышения удельного веса и качества занятий физической культурой; г) организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи; д) улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях; е) рационализации досуговой деятельности, каникулярного време- ни и летнего отдыха детей и молодежи; обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образова- тельных программ; более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности; отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреж- дениями начального, среднего и высшего профессионального образова- ния; усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностран- ных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обуче- ние, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность; обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функци- ональной грамотности как минимум одного иностранного языка; предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информаци- онным технологиям за курс основной школы; создать в системе профессиональной ориентации условия для пси- хологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональ- ных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в ос- воении той или иной профессии; отработать в порядке эксперимента в 2002-2003 годах различные механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской шко- лы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольно- го и начального образования); организовать на селе систему "школьных автобусов"; обеспечить в рамках федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)" разви- тие дистанционного образования и др.; разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попече- ния родителей; обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей; создать эффективную государственно-общественную систему экс- пертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторов на создание учеб- ников нового поколения; обеспечить государственную поддержку образовательным учрежде- ниям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования; создать независимую от органов управления образованием госу- дарственную систему оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности. 2.3. Создание условий для повышения качества профессионального образования Государство возвращается в образование как гарант качества об- разовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразова- тельными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм. Предстоит существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями основ- ных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, госу- дарственной службы и др. В качестве основного фактора обновления профессионального об- разования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствие с этими пот- ребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионально- го образования, в частности, реальную многоуровневую структуру выс- шего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации. Планируется создание эффективной системы содействия трудоуст- ройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготов- ки, формирование у всех выпускников вузов, ССУЗов и профессиональ- ных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела. В числе стратегических направлений развития профессионального образования особое место занимает укрепление и модернизация матери- ально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений. Необходимо включение их в глобальную сеть Интернет и локальные ин- формационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, при- борами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки. Особое внимание будет уделено развитию в российской высшей школе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влия- ние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хо- зяйства страны. Наряду с этим уже в ближайшие годы будет реализован ряд мер, направленных на повышение требований к качеству профессионального образования, в частности: переаттестацию всех образовательных программ в области эконо- мики, права и менеджмента; переаттестацию и при необходимости повторное лицензирование филиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца. К этим процедурам должны быть привлечены ведущие вузы России, видные ученые соответствующих специальностей, органы управления образованием субъектов Российской Федерации. Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и сред- него профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицирован- ных работниках начального и среднего звеньев производства. Надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профес- сиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть учрежде- ния начального и среднего образования к потребностям местного рынка труда. Предусмотреть увеличение их финансирования, в частности для создания современной учебнометодической и информационной базы обу- чения, расширения научноисследовательских работ, издания учебной литературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит от- работать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, обеспечить взаимосвязь их профессиональных образова- тельных программ, вертикальную мобильность их учащихся. Серьезному реформированию подлежит система управления профес- сиональным образованием. Необходимо обеспечить качественное измене- ние во взаимодействии регионов и федерального центра в вопросах функционирования и развития профессионального образования всех уровней. В целях повышения эффективности деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования следует разде- лить их на два уровня - федерального и регионального подчинения, предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень. Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться: прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости; устранение сегментации профессионального образования, неоправ- данного монополизма и слабой информированности потребителей, а так- же диспропорций и излишнего дублирования в подготовке кадров; оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров; структурная и институциональная перестройка профессионального образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего про- фессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов; радикальное улучшение материально-технической базы профессио- нальных учебных заведений; информатизация образования и оптимизация методов обучения, ак- тивное использование технологий открытого образования; углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных программ, соединение их с прорывными высокими технологиями; повышение статуса вузовской науки как одного из основных фак- торов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, разви- тия производительных сил общества и непрерывного обновления содер- жания профессионального образования; интеграция университетской, академической и отраслевой науки; разработка в рамках Федеральной программы развития образования подпрограммы "Университеты России"; осуществление государственной поддержки ведущих научных и творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки; формирование условий для непрерывного профессионального роста кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии наук, обеспечение преемственности различных уровней профессиональ- ного образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую под- держку населению при смене видов деятельности и карьерном росте; сосредоточение переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального об- разования с учетом конкурсного отбора и наличия центров службы за- нятости; обеспечение участия работодателей и других социальных партне- ров в решении проблем профессионального образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной под- готовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов Российской Федерации; организация на базе гражданских учебных заведений высшего и среднего профессионального образования общепрофессиональной подго- товки офицеров по отдельным специальностям инженерного, социаль- но-экономического и гуманитарного профилей, создание межвузовских военных факультетов подготовки офицеров запаса. Для стимулирования научно-исследовательской деятельности пре- подавателей высшей школы будут расширены масштабы ее финансовой го- сударственной поддержки, в том числе - в форме грантов на конкурс- ной основе. Основная цель профессионального образования - подготовка ква- лифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конку- рентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, сво- бодно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных об- ластях деятельности, способного к эффективной работе по специаль- ности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профес- сиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удов- летворение потребностей личности в получении соответствующего обра- зования. Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпри- нимательских кругов. 2.4. Формирование эффективных экономических отношений в образовании В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приори- тетная отрасль национальной экономики, государство будет последова- тельно наращивать его финансовую поддержку до необходимой потреб- ности. Важными элементами формирования эффективных экономических ме- ханизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих факти- чески новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать: введение нормативного бюджетного финансирования общего средне- го и начального профессионального образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса; разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансиро- вания учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ; создание системы государственного образовательного кредитова- ния, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования; выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей; достижение прозрачности межбюджетных отношений в части, касаю- щейся финансового обеспечения образования; развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модерни- зации образования; обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нуж- ды образования из бюджетов разных уровней; стимулирование соучредительства и многоканального финансирования учреждений профессионального образования; пере- ход к финансированию учреждений профессионального образования на контрактной основе; нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельнос- ти учреждений образования, в том числе на основе увеличения разно- образия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций; последовательная реализация принципа экономической автономии учебных заведений при введении казначейской системы учета внебюд- жетных средств образовательных учреждений; обеспечение прозрачности финансовой деятельности образователь- ных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности; создание условий для привлечения дополнительных средств в уч- реждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых; расширение на базе образовательных учреждений дополнительных платных образовательных услуг, в том числе для населения, как средства удовлетворения повышенного образовательного спроса и как внутреннего ресурса финансирования образовательных учреждений, сти- мулирования инновационных образовательных процессов; создание на базе образовательных учреждений (особенно в сель- ской местности) культурно-образовательных, учебно-производственных, медико-оздоровительных центров; поддержка профильного учебного производства на базе образова- тельных учреждений; предоставление возможности использовать средства Федеральной программы развития образования для финансирования программ развития всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений на условиях софинансирования из соответствующих бюдже- тов. Система образования должна быть ориентирована не только на за- дания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий об- щественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные пот- ребности конкретных потребителей образовательных услуг должна соз- дать основу для привлечения дополнительных финансовых и материаль- но-технических ресурсов.