logopedНа главную стр.

На стр."Советы учителя-логопеда"

На стр. "Формирование лексико-грамматического строя речи"

 
ФЕВРАЛЬ 1-я неделя

Посуда

Для детей 4-5 лет 1. Вместе с ребенком рассмотрите посуду - кухонную, чайную, столовую. 2. Закрепите с ребенком названия предметов и слова, определяющие их назначение. 3. Покажите, где дома хранится посуда (шкаф, сервант, буфет). 4. Рассмотрите посуду и объясните, что посуда бывает двух видов: из которой едят и в которой готовят пищу. 5. Сравните посуду (большие и маленькие ложки, мелкие и глубокие тарелки...). 6. Упражнение "Посчитай!" на согласование числительных с существительными. Например: одна чашка, две чашки, три чашки, четыре чашки, пять чашек... 7. Упражнение "Какая посуда?" на согласование прилагательных с существительными. Например: ложка для чая (какая?) - чайная, ложка для кофе (какая?) - кофейная и т.д. 8. Упражнение "Назови ласково!" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Например: тарелка - тарелочка, ложка - ложечка, блюдце - блюдечко и т.д.. 9. Упражнение "Скажи, когда много!" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа. Например: одна вилка - много вилок, один стакан - много стаканов, одна чашка - много чашек и т.д. 10. Упражнение "Какая бывает посуда?" на образование относительных прилагательных. Например: чашка из стекла - стеклянная чашка, тарелка из фарфора - фарфоровая тарелка... 11. Упражнение "Для чего посуда?" на образование существительных с помощью суффиксов. Например: посуда, в которую кладут хлеб - хлебница, посуда, в которую кладут салат - салатница, варенье - в вареньицу, селедку - в селедочницу, суп наливают - ... (в супницу), перец хранят - ... (в перечнице), соль насыпают - ... (в солонку), горчицу кладут - ... (в горчичницу), конфеты - ... (в конфетницу), сухари - ... (в сухарницу), масло - ... (в масленку). 12. Объяснить ребенку значение сложных слов "картофелечистка", "овощерезка", "кофеварка", "соковыжималка",
"мясорубка", "соковарка", "пароварка", "скороварка". 13. Прочитать ребенку произведение К. Чуковского "Федорино горе". 14. Упражнения на развитие мелкой моторики. Раз, два, три, четрые, (удар кулачками друг о друга) Мы посуду перемыли. (одна ладонь скользит по другой по кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. (загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца) Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился, (загибать пальчики по одному, начиная с большого пальца) Ложку мы чуть-чуть сломали, Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга) Для детей 5-7 лет 1. Повторите понимание обобщающего понятия "посуда". 2. Уточните, какую посуду знает ребенок. Объясните значение слова "сервиз". Введите слово в активный словарь ребенка. 3. Уточнить название деталей посуды (носик, крышка, ручки, края, стенки, донышко). 4. Закрепите понятия "столовая посуда", "чайная посуда", "кофейная посуда", кухонная посуда". 5. Упражнение "Посчитай посуду!" на согласование числительных с существительными. 6. Упражнение "Назови ласково!" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. 7. Упражнение "Скажи, когда много" на употребление существительных в родительном падеже множественного числа. 8. Упражнение "Какая бывает посуда" на образование относительных прилагательных. ложка из серебра - серебряная ложка, чашка из стекла - ... стеклянная чашка, нож из стали - ... кувшин из глины - ... тарелка из картона - ... и т.д. 9. Упражнение "Подбирай, называй, запоминай!". Закончи предложение, подбирая и называя как можно больше глаголов: - Покупая в магазине посуду, покупатель (что делает?) выбирает, рассматривает и т.д. - Ухаживая за посудой, человек (что делает?) - ... 10. Познакомьте ребенка с многозначными словами и объяснить их значение. Попросите подобрать самостоятельно слова,
которые имеют несколько лексических значений. Например: ручка, носик, горлышко. 11. Уточните понимание сложных слов "кофеварка", "соковыжималка", "овощечистка" и т.д. 12.. Упражнение "Закончи предложение". Мама попросила помочь разложить продукты. Соль надо насыпать в ...,
хлеб убрать в ... и т.д. 13. Прочитайте произведение К. Чуковского " Федорино горе". 14.. Выучите наизусть отрывок из этого произведения: ...И помчалися по улице ножи: "Эй, держи, держи, держи, держи, держи!" И кастрюля на бегу Закричала утюгу: "Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу!" Вот и чайник за кофейником бежит, Тараторит, тараторит, дребезжит... 15. Упражнения на развитие мелкой моторики. Вылепить из пластилина (глины) посуду: чашку, блюдце. Так же см. выше упражнение 14 для детей 4-5 лет.

На стр. "Домашние задания логопеда"

Hosted by uCoz