ЯНВАРЬ
2-я неделя
Зимние забавы
Для детей 4-5 лет
1. Рекомендую родителям спросить у ребенка, какое время года сейчас,
в какие игры любит играть малыш зимой,
что нужно для зимних игр.
2. В качестве экскурсии сходите с малышом на зимний стадион (парк),
где следует обратить внимание на то,
какими видами спорта заняты дети.
3. Упражнение "Кому что нужно?" на употребление существительного
в винительном падеже.
Лыжнику нужны лыжи, хоккеисту - ..., фигуристу - ..., саночнику -...
и т.д.
4. Упражнение "Исправь ошибку" на логическое мышление.
Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны санки.
Хоккеисту нужны лыжи.
Зимой дети катаются на лыжах, прыгают через скакалку, играют в хоккей,
играют в футбол, лепят снежную бабу,
загорают, строят снежную крепость.
5. Выучить стихотворение
Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки...
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке...
Раз-два! Вот и поскользнулся...
Раз и два! Чуть не кувыркнулся...
(Саша Черный)
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех!
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.
Покатились санки вниз,
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади -
Там канавка впереди.
Надо ездить осторожно,
А не то разбиться можно.
6. Упражнение на координацию речи с движением.
(ребенок имитирует лепку зайчика из снега)
Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Кролик вышел, как живой!
Он с хвостом и с головой!
За усы
Не тяни -
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
(О. Высоцкая)
Для детей 6-7 лет
На главную стр.
На стр. "Домашние задания логопеда"
1. Рекомендую уточнить у ребенка, какое сейчас время года.
Попросить назвать все зимние месяцы.
2. Спросите у ребенка, в какие игры можно играть зимой,
а в какие нельзя и почему
(учим малыша устанавливать причинно-следственные связи).
3. Спросите, какие зимние виды спорта знает ребенок,
какой инвентарь нужен для этого.
4. Упражнение "Почему так назван?" на словообразование,
в том числе и на образование сложных слов.
Конькобежец - потому что бегает на коньках,
саночник - ...,
лыжник - ...,
сноубордист - ...,
хоккеист - ...,
фигурист - ...
5. Упражнение "Кому что нужно?" на употребление дательного
падежа существительного.
Лыжи нужны ... (лыжнику),
клюшка нужна - ...,
коньки нужны - ...,
санки нужны - ...,
сноуборд нужен - ...,
шайба нужна - ...
6. Связная речь. Составить рассказ из личного опыта на темы:
"Как я лепил(а) снежную бабу", "Как я играл(а) зимой".
7. Выучить стихотворение (по выбору).
Детство
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой...
Вот свернулись санки,
И я на бок- хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе - горе,
А ребятам смех!"
(А. Суриков, 1866)
Работница
Мы слепили бабу снежную,
Бабу снежную, потешную,
А зима сказала ей:
"Стань работницей моей!
У тебя в руках метла,
Ты б дорожки замела.
Раздели со мной заботы
И старайся дотемна".
А уволила с работы
Бабу снежную весна.
(В. Шварц)
Уточните у ребенка, почему "уволила с работы весна"
(учим устанавливать причинно-следственные связи).
8. Упражнение на координацию речи с движением.
Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать по одному пальчики)
Мы во двор пошли гулять.
(идут по столу указательным и средним пальцами)
Бабу снежную лепили,
(лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(крошащие движения всеми пальчиками)
С горки мы потом катались,
(ведут указательным пальцем левой руки по ладони правой)
А еще в снегу валялись.
(кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
9. Познакомьте ребенка с произведениями живописи.
Картины:
П. Грузинский "Масленица",
В. Кустодиев "Зима. Масленичные гуляния",
В. Суриков "Взятие снежного городка.
Расскажите о художнике (кратко). Рассмотрите картину (если есть возможность)
или репродукцию.
Побеседуйте с ребенком о том, что изобразил художник (какое время года,
какие зимние забавы).
Расспросите ребенка, что изображено на переднем плане картины,
а что на заднем плане, красками,
каких цветов он пользовался (подбор определений к существительному).
См. также:
Логопедические домашние задания на другие недели >>>