Hosted by uCoz
logoped На главную стр.

На стр."Советы учителя-логопеда"

На стр. Домашние задания логопеда

 

ОКТЯБРЬ
1-я неделя

Деревья

Для детей 4-5 лет

1. Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, каштан, клен, рябину, дуб
сосну, ель. Рассказать, что одним словом это все называется деревья.
2. Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья.
Помочь ребенку запомнить информацию.
3. Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям
и стволу определять название дерева.
4. Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней
осенью и зимой деревья сбрасывают листву.
5. Собрать и засушить листья деревьев. Совместно с ребенком сделать гербарий.
Словарная работа. Объяснить значение слова "гербарий".
6. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 береза, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5... 1 дуб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И так далее. 7. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов. Береза - березка, березонька, березушка. Дуб - дубок, дубочек и т. д. 8. Упражнение "Один - много" на употребление существительных множественного числа в
родительном падеже. Одна береза - много берез. Один дуб - много дубов. И так далее. 9. Упражнение "С какого дерева лист, веточка?" на образование относительных
прилагательных. Лист березы - березовый. Лист рябины - рябиновый. Ветка каштана - каштановая. И так далее. 10. Упражнение "Подскажи словечко" на употребление предлогов. Читая текст*, на месте пропуска сделать паузу на 1-2 секунды и закончить предложение.
Задача ребенка: ориентируясь на существительное после паузы догадаться, какой
предлог пропущен и произнести его. Белочка сидела ... (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка
спустилась ... (с) дерева. Орешек лежал ... (под) листом. Белочка схватила орешек и
спряталась ... (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что ... (из-за) дерева
выглядывает хвост белки. Мальчики подошли поближе ... (к) дереву. Белка услышала
шаги и мигом залезла ... (под) дерево. Она спряталась ... (в) дупле.
* Текст взят из альбома "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР",
автор Н. Э. Теремкова. 10. Развитие логического мышления. Учить отгадывать загадки. Его весной и летом Мы видим одетым, А осенью с бедняжки Сорвали все рубашки. (дерево). 11. Развитие мелкой моторики. Упражнения для пальчиков Раз, два, три, четыре, пять, (загибать пальцы, начиная с большого пальца) Будем листья собирать. (сжимать и разжимать кулачки) Листья березы, листья рябины, Листики тополя, листья осины, Листики дуба мы соберем, (загибать пальцы, начиная с большого пальца) Маме осенний букет отнесем. ("шагать" средним и указательными пальцами по столу) 12. Развитие слуховой памяти. Выучить стихотворение. Листья. Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружится хотят.

Для детей 5-7 лет

1. Рассмотреть во время прогулки деревья: березу, тополь, каштан, клен, рябину, дуб
сосну, ель. Познакомить ребенка с плодами и семенами некоторых деревьев (каштан, рябина, дуб, клен,
сосна). Уточнить, как одним словом это все называется. Словарная работа. Объяснить, почему березу называют белоствольная, а иву - плакучая.
2. Познакомить с новыми породами деревьев: осина, ясень, ива. Помочь запомнить их.
Научить отличать от других пород. 3. Рассказать, что сосна и ель - хвойные деревья. Объяснить, почему они называются
хвойными. 4. Дать понятие кустарник. Рассказать, чем кустарник отличается от дерева. Познакомить
с шиповником, жасмином. 5. Рассказать о строении дерева: корни, ствол, ветви, которые образуют крону, листья.
Помочь ребенку запомнить информацию. 6. Обратить внимание на разные стволы деревьев, разную форму листьев. Учить по листьям
и стволу определять название дерева. 7. Обратить внимание, что сейчас, осенью, листья деревьев разноцветные, а поздней
осенью и зимой деревья сбрасывают листву. 8. Собрать и засушить листья деревьев. Совместно с ребенком сделать гербарий.
Словарная работа. Объяснить значение слова гербарий. 9. Рассказать, какую пользу приносят деревья и как человек использует древесину. Помочь
запомнить информацию. 10. Упражнение "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
1 береза, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5... 1 дуб, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5 ... И так далее. 11. Упражнение "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-
ласкательных суффиксов. Береза - березка, березонька, березушка. Дуб - дубок, дубочек и т. д. 12. Упражнение "Один - много" на употребление существительных множественного числа в
родительном падеже. Одна береза - много берез. Один дуб - много дубов. И так далее. 13. Упражнение "С какого дерева лист, веточка?" на образование относительных
прилагательных. Лист березы - березовый. Лист рябины - рябиновый. Ветка каштана - каштановая. И так далее. 14. Упражнение "Подскажи словечко" на употребление предлогов.
Читать текст и на месте пропуска делать паузу, чтобы ребенок вставил слово.
Белочка сидела ... (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал, и белочка
спустилась ... (с) дерева. Орешек лежал ... (под) листом. Белочка схватила орешек и
спряталась ... (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что ... (из-за) дерева выглядывает
хвост белки. Мальчики подошли поближе ... (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом
залезла ... (под) дерево. Она спряталась ... (в) дупле. 15. Упражнять "Скажи наоборот" на подбор антонимов. У сосны иглы длинные, а у ели - ... У клена листья большие, а у березы - ... У березы ствол светлый, а у клена - ... У дуба ствол толстый, а у березы - ... 16. Упражнения на развитие логического мышления. "4-ый лишний" Береза, клен, тополь, колокольчик. Ель, дуб, осина, тополь. "Реши задачу" Ствол дуба толще, чем ствол осины. А ствол осины толще, чем ствол березы. Что толще:
ствол дуба или ствол березы? 17. Развитие мелкой моторики. Аппликация из засушенных листьев "Осенний букет". 18. Развитие слуховой памяти. Выучить рассказ наизусть. Береза Красавицей русских лесов называют березу. Стройная с тонкими длинными ветвями и
раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Береза - символ и
гордость русского народа. Из почек березы приготавливают лекарства. Из ветвей
делают метлы и веники. Из бересты мастерят туески, лукошки. Березовые дрова -
лучшее топливо в русской печке. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные
лыжи, древесный спирт, уксус. Словарная работа (с использованием наглядных примеров). Объяснить значение слов "туесок", "лукошко", "береста".

См. также: Логопедические домашние задания на другие недели >>>

На главную стр.