Hosted by uCoz
logoped На главную стр.

На стр."Советы учителя-логопеда"

На стр. "Формирование лексико-грамматического строя речи"

  

СЕНТЯБРЬ
3-я неделя

Сад-огород. Дифференциация овощей и фруктов

Для детей 4-5 лет 1. Повторите материал тем "Фрукты", "Овощи" Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы: - Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель? - Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу? - Где растут овощи? - Где растут фрукты? - Про какой овощ можно сказать "твердый"? - Про какой фрукт можно сказать "сочный"? 2. Повторите упражнения на формирование грамматического строя речи по темам "Фрукты", "Овощи" 3. Упражнение Закончи предложение" на употребление существительных 1-го склонения
единственного и множественного числа в родительном падеже. В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной ... (груши) На
деревьях совсем нет ... (груш) Собрали сливы. На дереве нет ни одной ... (сливы) На деревьях совсем нет ... (слив)
Собрали черешню. Нет на деревьях ... (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни
одной ... (вишни) На деревьях нет ... (вишен) 4. Упражнение "Закончи предложение" на употребление существительных 2-го и 3-го
склонения единственного и множественного числа в родительном падеже.
В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет ... (огурцов) На грядке нет ни
одного ... (огурца) Собрали кабачки. На грядке нет ни одного ... На грядке нет ...
Собрали помидоры. На грядке нет ... Не осталось на грядке ни одного ...
Собрали морковь. На грядке нет ...
Собрали фасоль. На грядке нет ... 5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени. Изменить глаголы, отвечая на вопросы. Что делал? Сажает - ... (сажал) Копает - ... Поливает - ... Растет - ... Зреет - ... Что делает? Сажал - ... (сажает) Копал - ... Поливал - ... Рос - ... Зрел - ... 6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах. 7. Упражнение "Четвертый лишний" на развитие логического мышления. Использовать картинки: Картошка, лук, яблоко, помидор. Лимон, огурец, персик, груша. 8. Упражнение "Исправь ошибку". Свекла растет на яблоне. Груша растет на грядке. Картошка растет на болоте. 8. Развитие мелкой моторики. - Повторить упражнения для пальчиков по темам "Фрукты", "Овощи" - Нарисовать 2-4 фрукта (овоща) и стакан с соответствующим соком. Объяснить, что
нарисовал (а): "Я нарисовала яблоко. Из яблока делают яблочный сок". 9. Повторить стихотворения об овощах, фруктах. Для детей 5-7 лет 1. Рекомендую повторить материал тем "Фрукты", "Овощи" Повторение можно провести в форме беседы, задавая следующие вопросы: - Как одним словом назвать лук, морковь, помидор, капусту, перец, картофель? - Как одним словом назвать яблоко, грушу, персик, лимон, апельсин, сливу? - Где растут овощи? - Где растут фрукты? - Про какой овощ можно сказать "твердый"? - Про какой фрукт можно сказать "сочный"? - Что делают колхозники на полях осенью? 2. Повторить упражнения на формирование грамматического строя речи по темам "Фрукты", "Овощи" 3. Упражнение Закончи предложение" на употребление существительных 1-го склонения
единственного и множественного числа в родительном падеже.
В саду собрали все фрукты. Собрали груши. На дереве не осталось ни одной ... (груши) На
деревьях совсем нет ... (груш) Собрали сливы. На дереве нет ни одной ... (сливы) На деревьях совсем нет ... (слив)
Собрали черешню. Нет на деревьях ... (черешен) Собрали вишню. На дереве нет ни
одной ... (вишни) На деревьях нет ... (вишен) 4. Упражнение "Закончи предложение" на употребление существительных 2-го и 3-го
склонения единственного и множественного числа в родительном падеже. В огороде собрали урожай. Собрали огурцы. На грядке нет ... (огурцов) На грядке нет ни
одного ... (огурца) Собрали кабачки. На грядке нет ни одного ... На грядке нет ... Собрали помидоры. На грядке нет ... Не осталось на грядке ни одного ... Собрали морковь. На грядке нет ... Собрали фасоль. На грядке нет ... 5. Упражнение на употребление глаголов настоящего и прошедшего времени. Изменить глаголы, отвечая на вопросы. Что делал? Сажает - ... (сажал) Копает - ... Поливает - ... Растет - ... Зреет - ... Что делает? Сажал - ... (сажает) Копал - ... Поливал - ... Рос - ... Зрел - ... 6. Вспомнить загадки, стихотворения об овощах, фруктах. 7. Развитие связной устной речи. А) Пересказ с опорой на вопросы. Работа на огороде. Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук,
свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой
урожай овощей. - Как назвать одним словом, что колхозники собрали с полей? - Когда они собирали урожай? - Пересказ. Б) Составление описательного рассказа об овощах, фруктах по плану: Что это? Где растет? Внешний вид (форма, цвет). Каков на вкус? Что из него (нее) можно приготовить? Образец ответа. "Яблоко - это фрукт. Растет в саду на яблоне. Оно красное (зеленое,
желтое), круглое, сладкое, сочное. Яблоко на ощупь твердое, гладкое. Его едят
сырым, варят варенье, готовят вкусный яблочный сок." 8. Словарная работа. Объяснить ребенку значение пословицы "Летний день год кормит". 9. Упражнение "Послушай, запомни, назови"* на развитие слухового внимания и слуховой
памяти. Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.
Посадила баба Фекла В огороде лук да свеклу. А любимый внук Антошка Посадил чеснок с картошкой, И морковку, и капусту, Чтобы борщ был летом вкусный. Не забыл про помидоры: Посадил их вдоль забора. Огурцы, укроп, петрушку - Чтоб любили все друг дружку. Витаминный огород Требует больших хлопот. Бабка Фекла в борщ кладет Все, что у нее растет. * Текст взят из альбома "Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР",
автор Н. Э. Теремкова. 10. Развитие мелкой моторики. Работа с пластилином. Вылепить корзинку с фруктами, овощами. Для занятий желательно использовать альбом № 1 "Логопедические домашние задания для
детей 5-7 лет с ОНР". Автор Н. Э. Теремкова, стр. 10-13.

На главную страницу